Звонок бесплатный

Как получить кадастровый паспорт на земельный участок?

Кадастровый паспорт может понадобиться собственнику в любой момент, так как без него практически невозможно осуществить большинство юридических действий. Оформить его несложно, необходимо лишь знать, куда обращаться и какие документы следует предоставить.

Что это такое?

Кадастровый паспорт представляет собой документ, содержащий в себе данные из государственного реестра недвижимости.

Он требуется при осуществлении различных юридических действий, объектом которых является земельный участок.

Важно! В настоящий момент с 1 января 2018 года в связи со вступлением в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ кадастровые паспорта на объекты недвижимости, в том числе и на землю, не выдаются.

Вместо кадастровых паспортов оформляются выписки из ЕГРН.

Формы таких выписок утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378.

Что собой представляет и как выглядит?

Обычно кадастровый паспорт состоит из нескольких страниц. Документ обязательно заверяется печатью (если это не электронный вариант).

Какую информацию содержит?

Содержание паспорта на землю установлено законодательством.

Документ разделен на несколько разделов:

  1. Общая информация. Здесь указываются адрес, кадастровый номер, стоимость, площадь, назначение и другие важные подробности об участке.
  2. План и схема участка.
  3. Наличие обременения (если есть). Используется для участков с водоохранной зоной и другими ограничениями.
  4. Описание границ надела.
  5. Кадастровая стоимость.
  6. Особые отметки.

Выглядит паспорт следующим образом:

Чаще всего кадастровый паспорт содержит только основную информацию о земле и владельце (форма В1 и В2). Форма В3 используется для земли с выделенной частью.

Нередко собственники не знают, как читать кадастровый паспорт. Дело в том, что некоторые пункты этого документа заполнены непонятно, поэтому приходится их расшифровывать.

К примеру, нередко это касается адреса местоположения участка. Если нет точного адреса, в кадастровом паспорте может быть указано описание местности.

Также владельцы часто не могут понять сведения, указанные в графе о кадастровой стоимости земли.

Там указывается не только цена, но аббревиатура УПКС, которая означает удельный показатель кадастровой стоимости. И знание этого показателя для владельца необязательно.

Если в 14 графе указано «Государственная, 1963 г.», не стоит переживать — это всего лишь старая система координат. Помимо этого, в документе может быть указана местная система координат.

Также следует обратить особое внимание на сведения о праве собственности. Например, если указано «долевая, 1/2», то подразумевается, что у участка несколько хозяев.

Знать, где найти необходимую о земельном участке информацию в паспорте, необходимо не только собственникам. Эти сведения понадобятся и покупателям при осуществлении сделки купли-продажи земли.

Зачем нужен?

Кадастровый паспорт земельного участка может потребоваться владельцу в следующих случаях:

  • купля-продажа недвижимости;
  • оформление земли;
  • дарение ли обмен участка;
  • строительство на земельном наделе объекта недвижимости;
  • использование земли в качестве залога;
  • наследование имущества;
  • обращение в судебные инстанции;
  • оформление аренды;
  • страхование недвижимости;
  • осуществление процедуры банкротства;
  • использование участка как уставной капитал.

В электронном или бумажном виде?

Действительны обе формы документа.

Бумагу можно заказать в электронном виде через соответствующий сервис госуслуг или Росреестра. После проверки предоставленных сведений документ пришлют на электронную почту. Но его можно использовать только для ознакомления.

Если паспорт нужен для обращения в государственные органы и другие учреждения, следует иметь на руках бумажный кадастровый паспорт с «мокрой» печатью.

Обязателен ли?

Владелец может пользоваться землей, не имея технических документов. Однако при осуществлении юридических действий без него не обойтись.

Без кадастрового паспорта в случае стихийного бедствия собственник не имеет права рассчитывать на помощь государства. К тому же, этот документ необходим для подтверждения права собственности.

Это правоустанавливающий документ?

Кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом. Тем не менее, он содержит не только технические сведения, но и информацию о владельце.

Как получить кадастровый паспорт земельного участка в 2018 году?

Напомним, что с января 2018 года вместо кадастрового паспорта выдается выписка из Единого Госудаственного Реестра Недвижимости (ЕГРН).

Для осуществления этой процедуры от собственника потребуется лишь минимальный пакет документов.

Где можно заказать и получить?

Владелец участка для получения паспорта (выписки) может:

  • обратиться в Росреестр или Кадастровую палату лично;
  • обратиться в МФЦ;
  • сделать это через Интернет (сайт госуслуг или Росреестра).

Закон разрешает использовать все эти способы.

Кто может обращаться за услугой?

Следует знать, что получить документ может только владелец участка, имея все соответствующие документы.

Порядок, правила и пошаговая инструкция оформления

Для того чтобы получить документ, необходимо осуществить несложную процедуру.

Но для начала нужно удостовериться, что земля зарегистрирована и имеет персональный кадастровый номер.

В противном случае сначала следует поставить участок на учет.

Для оформления паспорта следует:

  1. Обратиться в местное управление Росреестра. На этом этапе также следует оплатить госпошлину и приложить квитанцию к остальным документам.
  2. Далее нужно заполнить бланк заявления. При необходимости можно воспользоваться помощью сотрудника регистрирующего органа.
  3. Регистратор примет у заявителя документы и выдаст расписку. Помимо этого он обязан назначить дату выдачи кадастрового паспорта.
  4. Чтобы забрать документ, необходимо прийти в назначенный день и предоставить расписку и гражданский паспорт.

Это стандартная процедура получения документа в регистрирующем органе. Но закон допускает иные способы оформления кадастрового паспорта.

Онлайн в Росреестре

При необходимости можно заказать кадастровый паспорт с помощью специального сервиса. Для этого следует зайти на сайт и перейти в раздел «Электронные услуги».

Там должна быть вкладка «Предоставить сведения из ГКН». Для оформления запроса нужно указать сведения об участке и собственнике.

Кадастровый паспорт можно заказать в электронном или бумажном виде. 

Через МФЦ

Собственник может подать документы через многофункциональный центр.

Этот способ имеет преимущества, так как не занимает много времени, однако срок выдачи документа увеличится на 2 рабочих дня.

В остальном процедура не отличается от обращения в Росреестр.

Через Госуслуги

Кадастровый паспорт можно заказать через интернет на сайтах Госуслуги.

  • Для этого необходимо:
  • Зайти на сайт, зарегистрироваться и найти раздел «Предоставление сведений».
  • Затем указать сведения о собственнике участка.
  • После этого система обработает заявку. Чтобы узнать ее статус, следует зайти в личный кабинет.
  • Если информация была заполнена правильно, заявитель сможет получить кадастровый паспорт в электронном или бумажном виде.

Какие документы нужны для получения?

Зная, где взять кадастровую выписку, нужно лишь собрать необходимые для этого бумаги.

Собственнику земельного участка следует предоставить:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие личность;
  • бумаги, подтверждающие право собственности.

Если земля не была поставлена на кадастровый учет, то для этого необходимо провести межевание и подать в Росреестр межевой план, акт согласования границ с соседями, заявление о постановке на учет.

Получить паспорт можно будет после того, как участок поставят на учет.

Заявление 

Заявление необходимо оформить в виде запроса.

В нем нужно указать следующие сведения:

  • Кадастровый номер и адрес земельного участка.
  • Вид выписки (бумажный или электронный).
  • Сведения о собственнике, включая адрес проживания, паспортные данные и т. д.

Бланк заявления выглядит следующим образом:

Форма запроса о предоставлении сведений в виде копии документа

Форма запроса о предоставлении сведений об объектах недвижимости и их правообладателях

Госпошлина

Размер госпошлины за оформление документа для физических лиц составляет 200 рублей. Юридическому лицу за эту услугу необходимо заплатить 600 рублей.

Размеры платы за выдачу информации, содержащейся в ЕГРН, установлены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291.

Тарифы таковы:

  • Для физических лиц бумажный документ — 750 руб., электронный — 300 руб.;
  • Для организаций —  от 900 руб. 

Срок изготовления и выдачи

По закону срок оформления выписки из ЕГРН не должен превышать 3-х дней. Но многое зависит от того, каким именно способом осуществлялась подача документов.

Если собственник обращался лично, то документ будет выдан через 3 дня. А если документы были поданы через МФЦ, то срок начинает исчисляться с момента передачи заявление в Росреестр сотрудниками центра.

Таким образом, оформление через МФЦ производится в течение 5 рабочих дней.

Срок действия (годности)

Кадастровый паспорт (как и выписка) не имеет ограничений по срокам. Его необходимо менять лишь в том случае, если произошли какие-то изменения.

Например, при изменении границ надела, смене фамилии собственника и т. д.

Где хранится?

После оформления кадастровый паспорт и выписка хранятся у владельца земельного участка.

Паспорт получен. Что дальше?

После получения документа собственник имеет право использовать его для осуществления продажи или обмена земли, а также для других целей.

Основания для отказа

В некоторых случаях заявителю может быть отказано в предоставлении сведений (ФЗ №221).

Чаще всего это происходит в связи с нарушением законодательства (к примеру, информацию пытается получить постороннее лицо) или с отсутствием информации.

Если есть основания для отказа, сотрудник соответствующего органа обязан уведомить об этом заявителя не позднее 5 дней с момента подачи запроса.

Что делать, если кадастровая информация не обнаружена?

Если сотрудники Росреестра не обнаружили необходимых сведений, они сообщают об этом собственнику.

Отсутствие информации о земельном участке возможно в двух случаях:

  • земля не числится на учете;
  • сведения об участке не внесены в базу.

В первом случае владельцу придется ставить участок на учет, осуществляя межевание и другие этапы процедуры. Во втором случае он обязан подтвердить, что участок был поставлен на учет ранее.

Таким доказательством может быть старое свидетельство о праве собственности, которое не соответствует современным требованиям законодательства. Тогда необходимую информацию внесут в базу и собственник сможет получить выписку из ЕГРН.

Обжалование действий госорганов

Если при выдаче кадастрового паспорта (выписки) были нарушены права заявителя, он может обжаловать действия регистрирующего органа. Это можно сделать, обратившись в суд или вышестоящий государственный орган.

Обжаловать можно следующее:

  • были нарушены сроки предоставления кадастрового паспорта;
  • необоснованный отказ в выдаче документа;
  • неправомерное требование предоставления дополнительных справок;
  • отказ в принятии документов для оформления.

Если жалоба подается вышестоящему руководству, она рассматривается в течение 2 недель.

Часто задаваемые вопросы

Оформление кадастрового паспорта вызывает у собственников много различных вопросов.

Найдена ошибка. Как внести изменения?

Если в кадастровом паспорте обнаружена ошибка, то исправить ее можно по инициативе собственника.

Сотрудники соответствующих органов могут сделать это самостоятельно только в том случае, когда ошибка связана с местоположением или площадью надела.

Стандартная процедура внесения изменений в кадастровый паспорт осуществляется следующим образом:

  • владелец подготавливает техническую документацию на участок;
  • подает заявление в ОКУ (госпошлина при этом не оплачивается);
  • в течение 10 дней принимается решение о внесении изменений в документ;
  • заявитель получает соответствующее уведомление.

Ошибку в кадастровом паспорте можно исправить и на основании судебного решения.

Можно ли оформить без межевания (определения границ)?

Межевание необходимо для того, чтобы установить границы участка.

По закону постановка земли на кадастровый учет возможна только при осуществлении межевания.

Поэтому получить паспорт на земельный участок без межевого плана невозможно.

В каких случаях требуется доверенность на получение паспорта и как ее оформить?

Доверенность необходима, когда владелец земельного участка не может заняться оформлением кадастрового паспорта лично.

Следует знать, что документ должен быть заверен нотариально, иначе он не будет иметь юридической силы.

Возможна ли продажа без этого документа?

Продать земельный участок можно лишь в том случае, если он находится в собственности продавца. А это значит, что земля находится на кадастровом учете.

Поэтому при осуществлении сделки купли-продажи паспорт не обязателен. Но если покупатель потребует его предоставить, продавец обязан это сделать.

Что делать, если утерян? Как восстановить и оформить дубликат?

Если кадастровый паспорт утерян, его можно восстановить. Для этого необходимо обратиться в Росреестр и подать документы на получение дубликата.

Собственнику придется написать соответствующее заявление и оплатить госпошлину.

В каких еще случаях требуется замена?

Кадастровый паспорт также необходимо поменять, если изменились любые сведения, указанные в нем. Это могут быть изменения границ, владельца и т. д.

Без кадастрового паспорта практически невозможно продать или подарить землю, взять кредит под залог или совершить другие юридические действия.

Зная о том, как оформить кадастровый паспорт, не стоит затягивать с обращением в Росреестр. Потребуется совсем немного документов и времени, чтобы получить нужный документ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *